МЮНХГАУЗЕНШОУ в кукольном театре
Татьяна Трунова
Кто же не помнит фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» с великолепным составом артистов? Казалось бы, какие ещё глубины можно исследовать у Григория Горина? Но времена меняются, и один и то же текст воспринимается совершенно по-другому. Теперь уже признано, что произведение Г. Горина – это серьёзное драматическое произведение, несмотря на кажущуюся комедийность. Александр Янушкевич, режиссер спектакля, предложил свою версию. Удивительно уже то, что спектакль поставлен на сцене кукольного театра!!! А в театре кукол свои особенности, которые надо и учесть, и подчеркнуть. К тому же само название «МЮНХГАУЗЕНШОУ» - именно так, в одно слово - настраивает на особый лад. Раз шоу, значит не должно быть скучно. И потрясающий текст Горина, который уже давным-давно буквально «раздёрган» на цитаты, не потерявший своей актуальности, надо донести до современного зрителя. Вот такая задача!
Конечно, зрители становятся свидетелями невероятных приключений Мюнхгаузена, который управляет временем, путешествует в прошлое, общается с Сократом и Ньютоном, в одиночку объявляет войну Англии. И всё-таки спектакль - это не рассказ о приключениях. Несмотря на бережное отношение режиссёра к тексту, звучит-то он по-новому, иначе расставлены акценты. Зрители погружаются в атмосферу взаимоотношений героев. Удивительно гротесковыми изображены основные персонажи спектакля. Сами куклы, костюмы, иногда это всего лишь какая-нибудь характерная деталь образа, подборка цветов – красный, черный, белый – только подчеркивают их отрицательные качества. Художник Татьяна Нерсисян придумала и необыкновенное крепление масок-кукол к актёрам. С человеческими лицами получились только сам барон Мюнхгаузен и его возлюбленная Марта, которую играет Александра Филиппова. Та самая Марта, захотевшая изменить барона, и она же не смогла быть с ним, с изменившимся. А чтобы вернуть Марту, Мюнхгаузену необходимо вернуть себя. Но к тому времени он уже превратился в легенду, и живой он никому не нужен. Какими бы абсурдными ни казались ситуации, в них заложен вполне реальный смысл, который предстоит разгадать. Лихо закрученная интрига, заставляет зрителей задуматься…. Режиссер вместе с актерами задает вопросы о правде и лжи, о подлинной цене жизни, о том, что что есть истинная любовь, на что она способна… А актёров занято в спектакле много, бОльшая часть труппы. Поразила отточенность движений, пластика, синхронность, не было ни одного сбоя, ни одной ошибки. Безусловно самой высокой оценки заслужил Максим Варламов – актёр Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. Его Мюнхгаузен в треуголке и с усами, внешне чуточку даже похож на О.И. Янковского. Потрясающа работа актрисы Натальи Ляховой. Её персонаж - адвокат Рамкопф – получился настолько ярок, что вызвал буквально бурю эмоций, вплоть до восхищения!
Остаётся только добавить, что спектакль, премьера которого состоялась в апреле 2017 года, безусловно, стал событием в театральной жизни города. Получился интересным, ярким, где-то даже неожиданным. Свою лепту внес и композитор Александр Литвиновский. Удивительно на сколько гармонично музыкальное оформление со всем замыслом постановки.
А безобидная ложь (ведь у барона она именно такова) может быть является попыткой немного украсить повседневность, показать, что мир вовсе не сер, а может засверкать ярко и красочно? Прочь условности? Да, иногда это очень полезно…
«Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» - пожалуй, самая известная фраза главного героя пьесы Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».
май 2017 г.